Почему нот семь

Ноябрь 20, 2017

Страница сайта в Facebook Страница сайта в Instagram

До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си — даже человеку, отдалённому от музыки знакома эта последовательность. А чему удивляться, в школе у всех были уроки музыки, названия нот часто используют в текстах песен, да и вообще, хоть раз в жизни, но каждому из нас приходилось сталкиваться с ними.

ноты

Самое интересное, что даже музыканты-любители, которые используют эти магические звуки каждый день, могу затрудниться с ответом на один простой вопрос: «А почему нот семь?».

фортепиано

Интересный общеобразовательный вопрос, а тем, кто занимаются музыкой особенно полезно будет знать об этом. Постараюсь объяснить быстро и просто.

Итак, возможно вы уже слышали, что любой звук, представляет из себя волну, колеблющуюся с определённой частотой и движущуюся в определённом направлении, как ни странно, со скоростью звука.

частота нот

Мы можем смело утверждать, что все звуковые волны воспринимаются нашим ухом с разным звучанием. Это связанно с частотой их колебания. Музыкальные инструменты способны издавать звуки с частотой колебания от самых низких 20 Гц, до самых высоких 5000Гц.

частота нот

В этом широком диапазоне есть звуки всех нот, которые вы можете услышать сыграв на любом из музыкальных инструментов. Музыкальная запись хранится на нашем компьютере в виде колеблющейся с разной частотой волны, а не нотной записью. Компьютеру однозначно легче, ему не надо заморачиваться с музыкальным ключом, с тональностью, с этими диезами и бемолями.

Люди заметили, что нашему уху приятен не любой звук, а только определённые их сочетание, как в аккордах, тональных трезвучиях, октавах и любых других гармоничных сочетаниях нот. Давайте послушаем как звучит на фортепиано нота До первой октавы:

Струна, которая находиться внутри фортепиано, вибрирует с определённой частотой (если быть точнее, то это 261,63 Гц) и мы слышим звук, который принято называть звуком ноты До первой октавы. На самом же деле, струна вибрирует очень хитрым образом, и в целом, и её половинами, третями, четвертями и так далее. То есть, отдельно взятая нота может звучать так сочно потому, что мы воспринимаем зразу букет звуковых волн, которые окрашивают и дополняют самую громкую, колеблющуюся с частотой ноты До.

обертона

Получается, любой естественный звук содержит в большей или меньшей степени звуки всех нот. Такие дополнительные колебания называют ещё гармониками либо обертонами. Если бы звук ноты был очищен от них, то у всех музыкальных инструментах нота звучала бы одинаково и как-то так:

А теперь самое интересное, обратите внимание на то, как соотносятся частоты соседних гармоник — 2:1, 3:2, 4:3, 5:4, именно с таким соотношением гармоник физически колеблются струны и звуки.

интервал

Два звука имеют разную частоту колебания и поэтому всегда находятся в каком-то интервале друг от друга. Если частоты их колебания будет отличается в два раза 2:1 — интервал будут называть октавой, если в полтора раза 3:2 — Квинтой, если в 4:3 раза — Квартой и так далее. Вся теория музыки стоится именно на этом, на правильном соотношении частот колебания извлекаемых звуковых волн.

интервал

Современную музыкальную нотную грамоту придумали ещё в первой половине 16 века. Тогда не было компьютеров и других электронных устройств, поэтому настраивали инструменты исключительно на слух. Тогда точно можно было разбить весь диапазон звучания нот любого музыкального инструмента на октавы. А затем каждую из них ещё на какие-то промежуточные частоты (ноты).

Давайте посмотрим, как располагаются обертона какого-то звука. Увеличение частоты в два раза наблюдается между 1-ой, 2-ой, 4-ой, 8-ой, 16-ой и так далее гармониками.

интервал

Наглядным будет октава, образуемая между 8-ой и 16-ой гармониками. Мы видим 8 ступеней, и даже если на слух приблизительно настроить инструмент, чтобы каждая нота соответствовала этим частотам, то будет очень благоприятное уху звучание. Именно на это и обратили внимание в 16-ом веке. Брали основную частоту и откладывали от нее Октаву, Кварту, Квинту, Терцию и так далее.

интервал

Как видите, не получилось точно на слух подобрать звуки на инструменте, чтобы они соответствовали соотношениям звуков в природе, но сделали это максимально точно, отказавшись от одной частоты. Такой компромисс позволял настраивать инструмент на слух.

частота нот

Эти закономерности были обнаружены с появление первых музыкальных инструментов, ещё до нашей эры, но только относительно недавно решили увеличить ассортимент извлекаемых нот многочисленными октавами. На фортепиано используют полутона (это звуки чёрных клавиш фортепиано) для того, чтобы играть диезы и бемоли, да и на гитаре также.

фортепиано

Кстати, названия нот были придуманы ещё в 11-м веке монахом Guido d'Arezzo. Для лучшего запоминания, он предложил называть эти 7-мь ступеней первыми буквами строк молитвы. С небольшими изменениями, эти названия используются и сегодня.

стих

Надеюсь, после сегодняшней статьи вы станете ещё более уведомлённой и всесторонне развитой личностью. Как знать, где вам могут пригодиться эти знания.

© 2018 Lairiel.com